Информационная безопасность
01.07.2022
Ребенок и интернет
01.07.2022
Информационная безопасность
01.07.2022
Определение термина «информационная безопасность
детей» содержится в Законе № 436 – ФЗ, регулирующим отношения, связанные с
защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Согласно данному закону «информационная безопасность детей» - это состояние
защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией
вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному
развитию.
Согласно Закону № 436 – ФЗ информацией, причиняющей вред
здоровью и (или) развитию детей, является:
- информация, запрещенная для распространения среди
детей;
- информация, распространение которой ограничено среди
детей определенных возрастных категорий.
К информации, запрещенной для распространения среди детей,
относится:
1) информация, побуждающая детей к совершению
действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в т.ч. причинению
вреда своему здоровью, самоубийству;
2) способность вызвать у детей желание употребить
наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные
изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки,
изготавливаемые на его основе; принять участие в азартных играх, заниматься
проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
3) обосновывающая или оправдывающая допустимость
насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные
действия по отношению к людям и животным;
4) отрицающая семейные ценности и формирующая
неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
5) оправдывающая противоправное поведение;
6) содержащая нецензурную брань;
7) содержащая информацию порнографического характера.
К информации, распространение которой ограничено среди
детей определенного возраста, относится:
1) информация, представляемая в виде изображения или
описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или
иного антиобщественного действия;
2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в т.ч.
представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое
достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства,
несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
3) представляемая в виде изображения или описания
половых отношений между мужчиной и женщиной;
4) содержащая бранные слова и выражения, не
относящиеся е нецензурной брани.
Обозначение категории информационной продукции знаком
информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении
распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением
требований настоящего Федерального закона ее производителем и (или)
распространителем следующим образом:
1) применительно к категории информационной продукции
для детей, не достигших возраста шести лет, - в виде цифры "0" и
знака "плюс";
2) применительно к категории информационной продукции
для детей, достигших возраста шести лет, - в виде цифры "6" и знака
"плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания
"для детей старше шести лет";
3) применительно к категории информационной продукции
для детей, достигших возраста двенадцати лет, - в виде цифры "12" и
знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания
"для детей старше 12 лет";
4) применительно к категории информационной продукции
для детей, достигших возраста шестнадцати лет, - в виде цифры "16" и
знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания
"для детей старше 16 лет";
5) применительно к категории информационной продукции,
запрещенной для детей, - в виде цифры "18" и знака "плюс" и
(или) текстового предупреждения в виде словосочетания "запрещено для
детей".
Как работает пермская «кибердружина», разыскивающая опасные для детей сайты
13.10.2022
есколько лет назад в Перми открылось волонтерское движение «Кибердружина». Сегодня оно охватило почти все районы края и взаимодействует с региональными властями. Адреса сайтов с опасной для детей информацией передаются в Роскомнадзор для блокировки, в полицию и прокуратуру.
В кибердружине работают консультанты, к которым может обратиться любой человек, желающий защитить ребенка от негативного контента в сети. «Чаще всего родители жалуются нам, что ребенок подписан на агрессивные или депрессивные сообщества в сети, и его состояние изменилось. И подобных обращений в этом году уже более тысячи», - говорит руководитель Кибердружины Ирина Чернова.
С 2012 года наша организация «ПравДА вместе» работает с подростками, находящимися в конфликте с законом. Постепенно мы стали замечать деструктивный контент у наших подопечных, начали говорить с ними об этих интересах и поняли, что привлекает ребят там и почему они читают весь этот негатив.
В конце 2016 года мы обратили внимание на проблему активного влияния деструктивной информации в соцсетях на детей. Так появилось движение «КИБЕРдружина».
В нашей команде сейчас 95 КИБЕРконсультантов, которые проживают и работают во многих территориях края. Это специалисты, которые уже состоялись в своей основной работе. Все они из сферы детства, там работают, поэтому хорошо знают особенности взаимодействия с детьми. И дополнительно помогают нам в территориях.
Киберконсультанты изучают угрозы, возникающие в сети. А также угрозы, связанные с информацией, причиняющей вред здоровью и развитию несовершеннолетних. Они консультируют родителей и специалистов, которые работают с детьми, в устном формате по вопросам детской КИБЕРбезопасности. Киберконсультанты также могут пообщаться с самим ребенком на тему влияния негативного контента на него. ажно соблюдать элементарные правила поведения в сети и научить этим правилам своих детей. Интернет - это часть нашей жизни, без него мы не сможем жить, поэтому запрещать его детям бессмысленно, но сделать безопасным можно:
1. Перед тем, как что-то загружать на свою страничку в сети, делать репост, оставлять комментарий, публиковать пост, вступать в сообщество или элементарно ставить «лайк», ребенку стоит хорошо подумать - не навредит ли это ему лично? Если ребенок не готов совершить такой поступок в реальной жизни, то и не должен совершать в виртуальной. Готов ли он сказать лично человеку то, что хочет написать ему в комментариях? Если да, то пусть пишет. Если нет, то нет.
2. Ребенок должен помнить, что размещенный контент говорит о нем, о его действиях здесь и сейчас. Он должен подумать, не навредит ли он ему. А значит не стоит рассказывать всем, где ребенок сейчас находится. Это может быть небезопасно. Всё, что пользователь пишет в сети (кроме личных сообщений) – это публичная информация, и ей может воспользоваться любой человек, даже самый близкий.
3. Ребенку нужно быть всегда аккуратным и оставлять приватность собственной жизни. Всегда важно задаваться вопросом «Точно ли ты сейчас общаешься со своим другом, знакомым в сети?». Важно помнить, что его страничку могут взломать и выдавать себя за него. Поэтому, если ребенок подозревает, что что-то не так, то нужно задать вопрос пользователю, ответ на который знает только его знакомый.
4. Есть такое понятие - кража личности. Виртуальную личность могут украсть, поэтому нужно охранять свои персональные данные. Не бросать профили в сети, обязательно их удалять. Иначе ими может воспользоваться другой человек от твоего имени.
5. Нужно ставить сложные пароли, менять их раз в месяц, использовать двойную аутентификацию. И помнить: важно к увиденной в сети информации относиться критично. Увидел - проверил - оценил - принял или не принял.
Детский телефон доверия 8800200012
25.11.2022
Запомните и сообщите своим детям
Детский телефон доверия 8800200012 в
Позволит получить экстренную психологическую
помощь, в том числе проведение информационно-рекламной кампании по
проблеме кибербуллинга
Информирование о мошеннических действиях, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий
Кампания «Фейки мимо»
29.04.2025
Информационные
материалы по теме проверки информации на предмет достоверности
Данная
информационная кампания «Фейки мимо» нацелена на обучение молодежной аудитории
основным навыкам верификации информации: от новостей до изображений и
аудиозаписей. С материалами можно ознакомиться по ссылке:
https://disk.yandex.ru/d/10EH0BY2DtdGtA
Проверка достоверности и противодействия распространению заведомо недостоверной иформации
29.04.2025
Информационные материалы, подготовленные АНО «Диалог Регионы», по теме проверки информации на предмет достоверности и противодействия распространению заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений
1. Серия видеороликов для социальных сетей. АНО «Диалог Регионы» в рамках проекта «Лапша Медиа» создана серия вертикальных видеороликов с базовыми принципами проверки информации на достоверность, которые объясняются доступным языком с избеганием большого количестве профессиональной терминологии. Данная информационная кампания «Фейки мимо» нацелена на обучение молодежной аудитории основным навыкам верификации информации: от новостей до изображений и аудиозаписей. С материалами можно ознакомиться по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/10EH0BY2DtdGtA
2. Онлайн-курс. В рамках проекта «Лапша Медиа» сформирован курс содержательных лекций, в которых рассказывается как самостоятельно осуществлять проверку информации. Ведущим выступил Александр Пушной, российский телеведущий. С материалами можно ознакомиться по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/wfo9XMwvEPEPRA/Final
3. Инфографические материалы. Разработанный «Чеклист по фактчекингу» по основам проверки информации на достоверность от проекта «Лапша Медиа», в котором указан алгоритм верификации информации, может использоваться в социальных сетях или в качестве раздаточных печатных материалов. С материалами можно ознакомиться по ссылке: https://disk.yandex.ru/i/241DaYKTjJUnfw
Проверка достоверности и противодействия распространению заведомо недостоверной информации, в рамках проекта «Лапша Медиа»
29.04.2025
Информационные материалы, подготовленные АНО «Диалог Регионы», по теме проверки информации на предмет достоверности и противодействия распространению заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений
Онлайн-курс. В рамках проекта «Лапша Медиа» сформирован курс содержательных лекций, в которых рассказывается как самостоятельно осуществлять проверку информации. Ведущим выступил Александр Пушной, российский телеведущий. С материалами можно ознакомиться по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/wfo9XMwvEPEPRA/Final
О негативных последствиях продажи своих персональных данных и банковских карт
19.08.2025
Наткнувшись на объявление в сети о покупке карты, человек может соблазниться возможностью легко заработать несколько тысяч рублей. И даже подспудно понимая наличие подвоха, соглашается слить виртуальные реквизиты за реальное вознаграждение. Разберемся вместе с юристом, насколько законны эти действия, что будет, если банковскую карту продать, зачем и кто ее покупает.
Для чего мошенники покупают карты банков
Давайте рассуждать логически. Если любой гражданин может легко и бесплатно оформить дебетовую карту в отделении банка, а часто и через приложение, зачем кому-то за это платить? Ответ очевиден: карты покупают мошенники для реализации различных незаконных схем. И чтобы эти схемы было сложно распутать, нужны подставные лица. Продав карту, владелец невольно становится звеном в преступной цепи.
Глава московской коллегии адвокатов Grigoriadis Group Дмитрий Григориади предупреждает: «Покупка банковских карт, оформленных на других лиц, преследует, как правило, незаконные цели. Среди основных мотивов покупателей выделяются: обналичивание незаконных средств, уход от налогов и совершение мошеннических операций. Мошенники используют чужие карты для перевода и снятия денег, полученных преступным путем, чтобы затруднить их отслеживание. Некоторые лица переводят доходы на чужие карты, чтобы скрыть реальные финансовые потоки и избежать налогообложения. Использование чужих карт позволяет злоумышленникам принимать платежи за несуществующие товары или услуги, оставаясь анонимными».
Осведомлен — значит, вооружен. Рассмотрим основные мошеннические схемы с использованием банковских карт.
1. Вывод и обналичивание денежных средств
Обнальщики зарабатывают, оказывая услуги бизнесу в уходе от налогов или для проведения коррупционных сделок в госзакупках. Схема такая: заказчик заключает фиктивный договор на оказание услуг с фирмой обнальщиков, оплачивает счет, подписывает закрывающие акты. Затем поступившие средства выводятся со счета на купленные банковские карты. Посредники снимают деньги в банкоматах и передают наличные заказчику, удерживая свой процент.
2. Отмывание украденных денег
Часто мошенники используют чужие банковские карты для вывода средств, украденных из интернет-кошельков, в интернет-банке, из переводов с карты на карту. Причем, ворованные деньги могут быть переброшены с одной карты на другую несколько раз. Для снятия средств мошенники нанимают людей также через объявления в сети. В случае если правоохранители накроют эту отмывочную контору, под раздачу попадет и продавец карты.
3. Сокрытие личности
При заключении теневых сделок и совершении незаконных транзакций важно сохранить анонимность. Вот здесь и пригодятся карты на чужое имя. Стоит ли объяснять последствия для продавца карты, если это торговля оружием или наркотиками?
4. Оформление кредита
Кроме реквизитов счета, банковская карта содержит персональные данные владельца. Используя их, мошенники могут взять кредит, вывести и обналичить деньги. А вот кредит будет выплачивать продавец карты.
5. Дропперство
Похищенные средства мошенники выводят через дропперов, которые не только предоставляют реквизиты своих карт, доступ в личный кабинет и сим-карту, но и получают вознаграждение за участие в преступной схеме. Сначала украденные деньги поступают на дроп-карты, а затем зачисляются на другие или конвертируются в крипту. Согласно исследованию Сбера, (1) число дропперов в России достигло почти двух миллионов человек, причем не все осознают свою роль в преступной деятельности. Таких незнаек называют «разводные», тогда как «неразводные» действуют умышленно.
6. Переводы криптовалюты
Трейдеры часто используют сторонние счета для операций с криптовалютой. К примеру, для международных операций применяют разные платежные системы и счета для прямой покупки крипты в одной стране и перепродажи клиенту в другую.